Не голливудские Мстители
Их было трое. Два тракториста и шахтёр. Родные братья Филипп и Калиник Золотько и их двоюродный брат Дмитрий Бойко. После освобождения Донбасса от фашистских оккупантов, они вернулись домой. И Дмитрий предложил: «Братцы, давайте отправимся на фронт на своем танке, чтобы сполна отплатить фашистам за изувеченный Донбасс, за смерть наших людей, за кровь и слезы матерей и детей!»
В это время как раз собирались деньги на танковую колонну «Освобождённый Донбасс», и братья не остались в стороне. Они сумели собрать нужную для постройки боевой машины сумму и написали письмо Сталину с просьбой позволить им воевать на именном танке. Братьев вызвали в Москву, где их встретил маршал бронетанковых войск Федоренко.
- На каком танке хотите воевать?, - спросил маршал.
- Конечно же на Т-34!, - ответили Братья.
Ускоренное обучение в Горьковской области будущие танкисты закончили с отличием, а на заводе «Красное Сормово» получили формуляр на тридцатьчетвёрку с надписью «Юбилейная» под пушкой – это был десятитысячный танк. Дмитрий стал мехводом, Филипп – заряжающим, а Калиник – командиром орудия.
В декабре 44-го боевая машина прибыла на фронт. Её зачислили в 41-ю гвардейскую танковую бригаду. Танк получил номер 107, а башню украсила надпись «Мстители Донбасса». И воевали Братья умело. Бои в конце той Войны были страшные… Но жажда мести за слёзы и кровь соотечественников была сильнее страха.
Военкор 2-го Украинского фронта Кузьменко, рассказывая об освобождении БРНО, писал:
«У небольшого селения остановились, видимо, подбитые два наших танка. На выручку к одному из них понеслась "тридцатьчетверка" с бортовым № 107. Отбуксировав в безопасное место попавшую в беду машину одну, потом другую, 107-я ринулась в атаку на артиллерийскую позицию фашистов. Т-34 подмял под себя пушку, таранил тягач. Бронебойными снарядами прошил бронемашину со свастикой. Из-за укрытия выполз тяжелый вражеский танк. 107-я вогнала ему в бок термический снаряд. Танк гитлеровцев густо задымил».
Уже к этому моменту Мстители были награждены орденами Красной Звезды. Великая Отечественная для них под Брно и закончилась – пожелание дойти до Берлина от директора «Красного Сормова» они не выполнили. Однако, танк проделал куда более долгий путь – Братья-гвардейцы отправились громить японцев. Судьба берегла танкистов. Свой боевой путь они окончили в Дайрене на Ляодунском полуострове.
В 46-м Мстистели вернулись на Донбасс и славно потрудились, восстанавливая свою малую Родину. А танк свой они передали в учебный батальон, для обучения молодой смены.